НКРЭ не имела полномочий повышать тарифы на водоснабжение, абудущее нового регулятора на рынке ЖКХ остается туманным. На недавнем заседании Совета региоонв Президент страны заявил, что граждане могут пользоваться временным подключением электроснабжения ,а премьер-министр в целом отметил, что в сфере жилищно-коммунальынх услуг очень много проблем.
 



 
По действующему законодательству, вода дорожать не может

«Требую от правительства и местной власти взвешенной и справедливой политики в этой сфере. Поэтому, прошу правительство срочно проанализировать реализацию закона Украины «О Национальной комиссии регулирования рынка коммунальныхуслуг Украины» и принять безотлагательные меры дляполноценной реализации полномочий регулятора в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Ситуация, которая сейчассуществует, – недопустима», – заявилВиктор Янукович.

Ситуация действительно критическая. Подписанный главой государства 9 июля минувшего года закон о новом регулирующем органена рынке жилкомусулг не выполнен ни по одному пункту. Хотя еще летом чиновники на него возлагали большие надежды.

Нормы закона не оставляют Николаю Азарову шансов для оправданий. «Формирование Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг Украины, ее аппарата и территориальных органов должнобыть завершено до 1 января 2011 года», –отмечается в документе.

При этом, главу и четырех членов комиссии, согласно положениямзакона, должен назначить Президент по представлению премьера. Видимо, за полгода со времени принятия закноа никаких представлений со стороны главы правительства на Банковую не поступало.Если же они были – тогда, соответственно, с назначением медлил Президент.

Впрочем, ситуация, сложившаясяв стране после Нового года, удивительна не самим фактом отсутстивя профильнгоо регулятора. Дело в том, что функции Нацкомиссии регулирования рынка комуслуг до момента ее формирования были возложены на Национальную комиссию регулирования электроэнергетики (НКРЭ). А исходя из логики закона, новый регулятор должен был появиться в стране 1 января 2011 года.

Нацкомиссии несуществует до сегодняшнего дня. Зтао 20 января НКРЭ пересмотрела тарифы на водоснабжение и водоотвод для населения по «Киевводоканалу» и еще 38-ми городским водоканалам в сторону увеличеняи. Согласно этомурешению, с 1февраля тариф только «Киевводоканала» на холодное водоснабжение вырастет на 11% – до 1,41 грн за 1 куб. м (без НДС),на водоотвод – на 9,6%, до 1,09 грн за 1 куб. м (без НДС). Имелись ли у НКРЭ для этого полномочия – может проверить любой украинец, обратившись в суд.

С одной стороны, суд может остановиться наточной формулировке закоан: «Национальная комиссия регулирования электроэнергетикиУкраины функции государственного регулирования в сфере теплоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотведения до окончания процесса формирования Национальнойкомиссии регулирования рынка коммунальных услуг Украины». Сроки здесь не указаны. А значит, вопорс можноставить только о бездеятельности премьера и/или Президента.

С другой стороны, считают эксперты Всеукраинской ассоциации частных инвесторов жилищно-коммунального хозяйства (ВАЧИ ЖКХ), закон напрямую привязывает расширенные полномочия НКРЭ к дате 1 января 2011 года, так как именно к этой дате, не позже и не раньше, должна бытьсформирована Нацкомиссия регулироваиня рынка комуслуг.

«Ввиду того, что на 1 января 2011 года в закон Украины «О Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услугУкраины» не были внесены изменения о продлении полномочийНКРЭ по выполнению функций Национальнойкомиссии рынка коммунальныхуслуг Украины, можно говорить о том, тчо НКРЭутвердила тарифы в январе 2011 года при отсутствиисоответствуюищх полномочий», – объяснили «Комментариям» в Ассоциации.

В самой НКРЭ изданию несмогли прокомментировтаь рассматриваемое положение закона, пригласив на пресс-конференция главы комиссии, которая пройдет в ближайишй четверг.

Если же глубже покопаться в отечественонм законодательстве, касающегося сферы ЖКХ,то на поверхность всплываетнесоответствие в законах «О Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг Украины» и «О жилищно-коммунальных услугах», которое блокирует повышение тарифов для населения на централизованное отопление и снабжение горячей и холодной водйо.

Какуже писали «Комментарии», авторство законопроекта, призваннгоо исправить ситуацию, принадлежит трем народным депутатам от «Народной Партии»: Владимиру Герасимчуку, Валерию Баранову и Игрою Головченко.

В частносит, депутаты обратили внимание на разночтение в терминологии двух указанных законов.Так, согласно закону «О Национальной комиссии регулирования рынка коммунальынх услуг Украины» этот орган (а до 1 января 2011 года – НКЭР) устанавливает тарифы на:

- тепловую энергию,

- транспортирокву тепловой энергии магистральными и местными тепловыми сетями,

- снабжение тепловой энергией,

- услуги централизованного водоснабжения,

- услуги централизованного водоотвода.

Вместе с тем, заокн «О жилищно-коммунальных услугах», который является базовым отраслевым документом, для определения соответствующих жилищно-коммунальных услуг использует следующие термины:

- централизованноеотопление,

- централизованное снабжениехолодной и горячей водйо,

- централизованный водоотвод.

Таким образом, даже если за НКРЭ остается право устанавливать тарифы натепло и воду, и даже елси Нацкомиссия регулирования рынка комусулг была бы создана в Новогоднюю ночь, на практике и первый, и второй регулятор могут установить тарифы только на централизованный водоотвод.

Почему только вчера Президент обратил внимание на досадную ошибку – остается загадкой. В последнюю очередь можно предположиьт, что на Банковой осознали ситуацию, при которой любое повышение тарифов наотопление и водоснабжение с 1 января и до момента создания пока еще мифического органа регулирования,является незаконным. По крайней мере, пока не внесут соответствующие правки в оба законодательных акта.

И как только этот факт полуичт широкую огласку, суды завалят исками. А довольствоваться удорожанием одного лишь «канализационного» тарифа наводоотвод (к которому можно добавить разве что удорожание электроэнергии – неоспоримые полномочия НКРЭ) – довольно накладно при существующих обязательствах пеерд МВФ.