Отмена техосмотров, о которой долгие годы мечтали автовладельцы, на практике моежт стать новой головной болью и потянуть за собой увеличенные расходы. Ведьмириться с отлученеим от денежной кормушки не готовы ни гаишники, ни страховщики, ни СТО. Они уже придумывают новые схемы относительно честного отъема денег у граждан.

Техталон долой!

Многолетние мечты владельцев машин, оббивающих пороги ГАИ, чтобы получить заветныйталон техосмотра, наконец-то стали реальностью. В началеиюля ВР приняла закон №8397, вносящий изменения в ряд законодательных акотв Украины и устраняющий чрезмерное государственное регулирование в сфере автомобильных перевозок. Согласно этому документу, обязательный техосмотр для легковых авто, кроме тех, которые эксплуатируются службами такси, отменяется.

Процедуру и далее будет проходить транспорт, работающий в сфере пассажирских и грузовых перевозок. Легковые и грузовые (до 3,5 т)коммерческие авто будут проверять раз в два года, такси и грузовики, перевозящие более 3,5 т и прицепы к ним —ежегодно, автобусы и спецмашины для перевозкиопасных грузов —дважды в год. Но ограничен список систем авто, исправность которых будут контролировать: сейчас в этом перечне лишь тормоза, рулевое управление, световые приборы и световое оборудование , шины,газобалононе оборудование. До недавнего времени гаишники могли отказать в выдаче талона даже по причине коррозии кузова или, скажме, помятого крыла.

Президент уже подписал закон, и с августа он официально вступит в силу.

Лишний талон

Переоценить это событие как для самих автовладельцев,так и для обслуживающей этот рыонк инфраструктуры сложно. Ведь в последние годы обязательные техосмотрыбыли весьма денежнойкормушкой акк для государственных чиновников, так и для частных структур, сумевших втиснуться в схему выдачи техталонов, в частности, ТСО и страховых компанйи, продающих «автогражданку» (без нее техосмотр не считался пройденным).

Среднестатистический водитель, не желающий простаивать в очередях и проходить техосмотр по прописанной закономпроцедуре, оставлял в чиновничьих кабинетах не менее $100. По оценкам члена общественного совета при МВД Украины Владимира Чемериса, ежегодный оборот неофициальных платежей при проведении техосмотра в ГАИ составлял порядка 1 мрлд гнр.

Коррумпированнотсь системы техосмотров заставила государственных мужей задуматься о проблеме уже давно. Первымшагом стала передчаа несколько лет назад функций по самой диагностике машин оторганов МВД прошедшим аккредитацию коммерческим СТО. Затем Госавтоинспекцию лишили возможности взиматьи дорожный сбор – сейчас он заложен в стоимость топлива.

Теперь же автовладельцам полностью развязали руки.Народные избранники убрали из окончательного вариатна закона даже пункт о том, что ГАИ имеет право проверять техническое состояние автомобиелй на дорогах, который фигурироавл в проекте. Но насколько оправданной окажется такая свобода и готов ли к енй отечественный парк авто, львиная доля которогосостоит из старых машин. И главный вопрос – действительно ли отмнеа техосмотров позволитавтовладельцам

Проверки на дорогах

Структуры, которые проводлии техосмотры, уже подсчитывают потери. Министр внутренних дел Украины Анатолий Могилев завил, что ГАИ лишится около 0,5 млрд. грн. в год, добавив, тчо он рассчитывает, что в государственном бюджете найдутся средства для компенсации этих потерь. Естественно, речь идет лишь об официальных«убытках», которые являюстя вершиной айсберга.

Гаишники уже разработали стратегию борьбы за потерянные бюджеты. МВД заключлио ряд договоров наприобретение микроавтобусов на общую сумму около 14 млн грн. Эти автомобили будут укомплектованы мобильными станциями для диагносткии состояния автомобилей. Так, поданным «Автоконсалтинг», уже закуплено 27таких станицй на базе Peugoet Boxer 330 2.2 HDi у одесского ООО «ВиДи Конкорд».

Мобильные «СТО», согласнотребованиям гаишников, должны иметь измеритель эффективнотси тормозной системы, параметров света фар, измеритель дымности отработанных газов двигателя, прибор для определения светопропускаемой способности стекол и пр. Тоесть, фактически ГАИ готовится кмасштабным проверакм на дорогах.

И хотя это и не предусмотрено в новом законе, право гаишников остановить «вызвавеше подозрение» атво прописано в правилах дорожного движения. Доказать же представителю власти, что машина исправна, автовладельцу, не имеющему наруках никаких подтверждающих бумаг, будет, скорее всего, не просто. То есть сэкономленные автовладельцем на техосмотре 400-1000 грн могут попросту осесть в качестве штрафов в карманах гаишников.

Страховой случай

Не исключено,что автолюбителям придется платить больше и страховщикма. По итогам прошлого гдоа общийобъем платежей по «автогражданке» составил порядка 1,7 млрд грн, причем 15-20% этой суммы было сосредоточено в руках компанйи, работающих в связке с Госавтоинспекцией. Дабы не снизить объемы, страховые компании уже заявили, чтособираются повысить стоимотсь полисов на 10-15%. Они аргументируют это решение тем,что теперь, когда у них нет уверенности втехническом состоянии автомобиля, риски страховщиков вырастут, вдеь неисправная машина может спровоцировать ДТП.

Банки же вообще будут продолжать настаивать на техосмотре взятыхв кредит авто, так что послаблениявладельцам такой техники вообще не светят.

Начальник департамента сервисного обслуживания группы компаний «АИС» Виталий Локтев говорит, что сейчас автомобильное сообщесвто в качестве альтернативного варианта рассматривает внедрение добровольного проведения техосмотра при покупке страховик. «Ведь порядка 30-40% ДТП происходят по причине неудовлетворительного технического состояния автомобилйе. Стимулировать автовладельцев проходить техосмотры страховщики могут, к примеру, за счет применения различных коэффициентов при оформлении стоимости страхового полиса.

Например,если автомобиль, как freelander 2 прошел техосмотр на аттестованном СТО и получил подтверждение нормального состояния, при оформлении страховки применяется понижающий коэффициент. Если же владелец не предоставил этой информации, то применяется повышающий коэффициент. В России это привело к повышению расходов на прохождение техосмотра: если раньше они составляли порядка 800 рублей, сейчас ориентировочно называют 2,5 тыс. рублей. Кчему этоприведет у нас – пока сложно сказат»ь, - говорит эксперт.

Открытым остается и вопрос – что же будет с СТО, которые пару лет назад, чтобы получитьаккредитацию при Госавтоинспекции и доступк техосмотрам,вложили в переоборудование кругленькую сумму. Виталий Локтев рассказывает, что инвестиции в СТО стартовали от 200 тыс. гнр. И за прошедшие с тех пор 1, 5-2 года окупить эти затраты мастера не успели. Но, если в больших городах такие станции техобслуживания еще могут переориентироваться на частную клиентуру, то в регионах неминуемо сокращение количества СТО, ведь многие из них открывались исключительно«под техосмотры». Теперь шансом на выживание для таких фирм является разве что работа в связке со страховщиками, которые будут присылать им своих клиентво.