С металлом можно делать всё, что угодно: штамповать, плавить, гнуть, заливать в форму, волочить, скручивать, чеканить, ковать и так далее. И, что не менее главное, из него можно получить высококачественные кованые изделия. Процесс художественной ковки состоит из ударов молота по предварительно нагретой или холодной заготовке (горячая или холодная ковка, соответственно). Заготовка под мощными ударами молота деформируется аккуратно (без трещин и разрывов) только тогда, когда она выполнена из специального ковкого металла, то есть металла, который обладает определённой степенью пластичности, вязкости и текучести. Сама же ковкость металла в большей степени зависит от степени его нагрева.

Холодную ковку в наши дни в художественной обработке металла в Киеве можно встретить и купить крайне редко, в основном её используют в ювелирном деле, так как металл под действием ударов очень быстро уплотняется, теряет пластичность, приобретает «наклеп» и требует отжига для дальнейшей обработки.

Горячую ковку широко применяют для изготовления различных габаритных кованых изделий(часто покупают такую ковку оптом) – решёток, калиток, оград, козырьков, каминных принадлежностей, светильников, витражей, лестниц, беседок, мебели, предметов интерьера и так далее.

Также обычно разделяют свободную ковку, при которой форму изделию придают различно наносимыми ударами, и ковку в штампах, где нужную форму можно получить вдавливанием материала в специальную металлическую форму, которую и называют штампом. В зависимости от выбранного способа работы ковка бывает ручной и машинной. Мелкие изделия кузнец обычно изготовляет вручную на наковальне, а для обработки крупных заготовок применяется молот.

Большую часть работы в художественной ковке выполняют вручную; металлу же сообщают необходимую форму последовательными ударами кувалды. Ручная ковка – работа очень кропотливая, тяжёлая и требующая определённой сноровки. Однако, настоящие кузнецы, как и остальные художники, больше всего на свете любят своё дело и преданны ему. Наивысшим вознаграждением для них, как и для всех профессионалов своего дела, является уверенность, что они на самом деле хорошо делают своё дело, - ведь именно их произведения, как мы убедились ещё с античных времён, являются самыми прочными памятниками на все времена.