Вы только приехали с курорта, выбрав для передвижения по Крыму такси Симферополь Ялта ? Вы замечательно отдохнули?Не спешите расслабляться. На площади у аэропорта вас встретят люди с ключами от автомобиля в руке и коварным взглядом, которых интересует только одно: количество наличных денег, оставшихся в послеотпускном кошельке.

Они будут хватать вас за руки, предлагать поднести багаж до автомобиля, но никто из них не сможет предложить хорошее обслуживание, разумуню цену и гарантировать безопасную поездку.

Такси в Харькове почти в 10 раз дешевле, чем в Лондоне, впятеро – чем в Нью-Йорке и втрое – по сравнению с Парижем. Но при этом наодном километре харьковский таксист зарабатывеат больше англичанина, американца ифранцуза. В Украине львиная доля полученных денег оседает в карманах таксистов или, как их называют в народе, – «бомби»л.

По достоверным данным, для таксующего индивида унас нормой считается прибыль в размере 60-70% от выручки. Вопреик, казалось бы, здравому смыслу, таксисты в крупных городах Европы и Америки оставляют себеот 5% до 30% полученных денег. Остальное – законная доля государства, уходящая на налоги. Работающий за «баранкой» в цивилизованной стране платит отчисления муниципальнымвластям за право зарабатывать, перевозя пассажиров.Частным на регулярной основе, по оценкам правоохранительныхорганов, в Харькове занимается каждый50-й владелец легкового авто. Ежегодная выручка таксиста в первой столице превышает$10-12 тыс.

Работать имеет смысл: доход стабильный, есть постоянные клиенты, гаишнкии останавливают редко. А отсутствие лицензии, как правило, обходится в символическую сумму. «Работать легальноникто не хочет – не выгодно. Ведь никто не проверяте, акк ты работаешь», – говорят нелегалы от извоаз.

Это сказывается на качестве обслуживания. Мы три дня подряд в час пик заказывали такси по телефону. Из каждых десяти попыток вызвать автомобиль семь заканчивались отказом – нет свободных машни. Из тех автомобилей, которые прибыли, ни один не былоборудован таксометром. Две из трех машин были старше своих водителей.Цена поездки по одному и тому же маршруту отличалась у разных водителей в полтора – два раза.

Рынок услуг такси в стране вроде как регулирует закон об автомобильном транспорте. Слово «вроде» уместно. Знатее ли вы, что:

− таксомоторы должны быть оборудованы таксометрами и опознавательными знаками,световым сигналом, показывающим, есть ли в салное пассажир;

− водителю необходмио иметь при себе талон техосмотра с отметкой «такси», лицензионную карточку,путевой лист;

− в обязаннотси перевозчика входит ежедневный контроль технического и санитарного состояния машины, водитель долженпройти медосмотр перед каждой сменой.

Перед выполнением заказа таксист обязан назвать пассажиру тариф, продемонстрировать показания таксометра в начале и конце поездки, ехать по кратчайшему маршруту либо по дороге, выбранной клиентом.Водитель не имеет прававыбирать пассажировв зависимости от выгодности поездки, подсаживать кого-либо без согласия клиента, требоватьза проезд больше, чем по таксометру. Если в такси не работает таксометр, перевозить пассажиров запрещеон. Работает ли этот закон? Конечно, нет!

Раньше, заказывая такси в аэропорт или на вокзал, вы называли, по просбье диспетчера, время убытия поезда или самолета. Служба такси финансово отвечала за вашу своевременную доставку навокзал. Сейчас всеиначе. Вылетающий ночным рейсом договариваестя с «извозчиком» заранее, так как диспетчерская служба может заявить, что автомобиля в наличии нет.

За такое обслуживание нужно наказывать. Теоретически любого «бомбилу» можно привлечь, скажем, занарушение порядка занятия хозяйственной деятельностью по ст. 202 УК. Санкции по этой статье ощутимые: пара лет исправительных работ и штраф до 2,5 тыс. грн. Нодля привлечения по этой статье оперативники оргаонв милиции долнжы «пасти» нарушителя несколько месяцев, чтобы доказать получение им нелегальных доходов на сумму не меньше 17 тыс. грн.

Теперь овашей безопасности. Например, пассажир абсолютно не защищен от пьяного водителя. Попадая в аварию, с вероятностьюдо 99% никакой компенсации выне получите. Если вы чувствуете себя в таксомоторе спокойно, то, поверьте, дляэтого не всегда есть основаняи. Ваш водитлеь может оказаться новичком, едва окончившим курсы, а то и вовсе имеющим «липовое» водительское удостоверение.

Никто не интересуются квалификациейводителя и наличием у него лицензии, не говоря уже о прохождении медосмотра перед сменой. Диспетчерская служба такси – это всего лишь информационный центр. Обычно таксисты даже не числятся в штате фирмы-диспетчера. А компания заинтересована лишь в получении комиссионных. Считается нормой для «благополучной» фирым, если лишь каждый второй позвонивший получит услугу такси.

Знаете ливы, что если проехатьв Нью-Йорке определенное расстояние, заплатив 15 долларов, то этоже расстояние в Харькове будет стоить 4 доллара? Но при равных условиях таксист-харьковчанин положит себе в карман почти три доллара, а американец – лишь 75 центов.

По даннымтех же правоохранительных органов, которые знаютвсе, большинство харьковских таксистов называют цены в полтора-два раза выше реальных. И, даже идеально зная город и нужный авм маршрут, авм не удастся договориться с ними о приемлемой цене. Проблема в том, что сегодня на 100 харьковчан приходится больше такси, чем в Лондоне,Париже Нью-Йорке. Соответственно, при перенасыщенности рыкна услуг такси каждый из таксистов пытается заработать не на обороте, а на высоких ценах. Таксисты нежелают обслуживать маловыгодные заказы, когда прибыль с одной поездки не превышает 20 грн.

Что же делать? Прежде всеог, рынок таксомоторных перевозок требует перемен и– не нужно бояться этого слова – «передела».Нелегалов должны вытеснтиь с помощью городских властей большие легальные компании с количеством таксомоторов не менее 400-500 единиц. Только это число делает предприятие рентабельным, а цены на услуги такси – разумными. Городская власть должна взтяь под личный контроль выполнение законов и правил эксплуатации таксомоторов. Уже сегодня мэрияможет опереться на легальных таксистов, которыедавно и безуспешно пытаются бороться с «бомбилами».

Пока же абсолютно легально – то есть с уплатой единого налога, с разрешением на пассажирсике перевозки и выполнением лицензионных условий – работают менее 2% граждан. Вот такая печальаня статистика. Рынок перевозок никем не контролиреум и не управляем.

А акк там с этимделом обстоит «у них»?

Лондонское такси – пожалуй, одно из самых дороигх в мире. Поездка на расстояние10 км по городу обойдется почти в $30 (более $2 за посадку и $2,5/км). Каждый из 25 тыс.лондонских таксистов выдержалсложнейший экзамен на доскональное знаине города и его истории. К примеру, будущие водители такси должны выучить 320 стандартных маршрутов. Экзамен настолкьо сложне, что на подготовку к нему уходит до трех лет.

В Нью-Йорке базовая стоимость проезда: $2,5 за посадку и 1,25 $/км. В часы пики ночное время стоимость километра может обойтсиь вдвое и даже втрое дороже; простой в пробках обойдется пассажиру $0,4 за минуту (простоем считаестя движение со скоростью меньше 9,6 км/ч).В итоег, ценапоездки на расстояние 1к0м в нью-йоркском желтом кэбе стоит от $15 до $45. В городе работает всего 13,5 тыс. такси и 25 тыс. кар-сервисов, блэк-каров и лимузинов, которые клиенты заказывают через диспетчреа по телефону.

В Париже такси чуть дешевле: 10 км обойдется в $12-20. В столице Франции таксистыявляются членами единого профсоюза, который устанавливает тарифы и регулирует правила лдя таксиство. Все 15 тыс. таксомоторов оборудованы счетчиками. Таксисты, как правило,ездят на личных автомобилях. Единственный знак, указывающий на то, что перед вами такси, – белая пластмассовая коробочка с надписью TAXI на крыше авто. Машину можно остановить поднятием руки. За посадку берется около $4, километр стоит чуть более $1,25.

В Афинах такси – одно из самыхдешевых в мире. Проехать 10 км можно всегоза $2,1-2,6. Посадка обойдется в $1, каждый километр – в $0,2-0,25. Невысокие цены и большой парк позволяют назвать этот вид общественного транспорта самым удобным. Такси можно брать на весь день. Такси легкоузнать по желтому цвтеу ишашечкам, во всех автообязательно есть счетчик и прейскурант цен.

Что же,сравнивайте!